Воскресенье, 20 августа 2017 года
                     Электронный адрес:  admartm@mail.primorye.ru



04.08.2017

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР «ГАЛЕРЕЯ» приглашает

КРАСКИ ЛЕТА

Основой для международной выставки художественного текстиля в Артемовской галерее стала уникальная коллекция индонезийского батика, любезно предоставленная Приморским Союзом художников.

Хозяйка коллекции – жительница Комсомольска-на-Амуре ТАТЬЯНА ТРИШКИНА. Татьяна Аркадьевна вместе со своим мужем уже около 15-ти лет ездит в Индонезию, откуда привозит картины, шарфы, сделанные из батика, а также куклы, ткани и многое другое. Индонезийская коллекция появилась в 2003-м году и продолжает пополняться.

Индонезийцы, продавая ей работы, не давали им названия, и коллекционер придумывала их сама. Все они сделаны мастерами вручную. На многих картинах, представленных на выставке, присутствует солнце. Оно, по словам Татьяны Аркадьевны, светит в Индонезии чуть ли не все 365 дней в году. Первоначально в коллекции Татьяны Тришкиной было 25 картин, сейчас их уже около 300. Такого собрания батика, как у нее, нет на Дальнем Востоке больше ни у кого, да и вряд ли есть в России.

Не будет преувеличением сказать, что батик - ярчайшее явление индонезийской культуры и искусства, потому что это своего рода энциклопедия жизни народа. История возникновения батика уходит в глубину веков. Родина батика - индонезийский остров Ява. Нигде он не достиг такого совершенства по технике изготовления и богатству узоров, как здесь. Традиционные индонезийские батики изначально были связаны с представлениями о легендарных прародителях яванского народа. Некоторые из батиков использовались в особых ритуалах, их приносили в жертву королевским предкам, покрывая гробницы яванских монархов. Для индонезийцев во все времена батик был не просто тканью для одежды и предметов домашнего обихода, он имел глубокий философский смысл, а кроме того, через батик прививались хороший вкус и изящные манеры. Символика мотивов выражает желания и стремления человека.

Технология изготовления батика очень сложна. Эта кропотливая работа требует немало терпения, внимания и времени. Изначально узор наносится на натуральную белую ткань горячим воском вручную либо при помощи чантинга - маленького медного сосуда с герметично впаянным носиком. В других случаях используют штамп. Затем полотно окрашивают первым цветом, закрепляют рисунок раствором кислоты, выдерживают поочередно на солнце и в тени и снова воском закрывают определенные окрашенные участки. Повторяют до тех пор, пока не нанесут на ткань все необходимые цвета. В конце работы картина или ткань имеет вид твердой восковой корки, от которой избавляются путем кипячения ткани в растворе соли и соды. Батик, сделанный таким способом, не линяет и не выгорает на солнце, его можно стирать и гладить горячим утюгом. Рисунок получается двусторонний, очень выразительный и четкий. Особой популярностью пользуются ткани в коричнево-сине-белой цветовой гамме. Это традиционные цвета индонезийского батика.

Наблюдая за работой индонезийских мастеров, понимаешь, как сложно их ремесло. Сами же они совершенно серьезно говорят: «Мы только рукой водим, все идет ОТТУДА». И поднимают глаза к небу. И кто знает, не на станках ли индонезийских мастеров создается бесконечная нить бытия…

Коллекцию индонезийского батика в артемовской экспозиции удачно дополняют работы местных мастеров – русские народные обрядовые куклы АННЫ КОСТЕНКО, нежный «морской» батик ТАМАРЫ КУЗЬМИНОЙ, славянское ручное ткачество ЕКАТЕРИНЫ БЛИННИКОВОЙ, интерьерный текстиль ЕЛЕНЫ ВАСИЛЬЕВОЙ, а также лоскутное шитье и кожаная пластика ИРИНЫ ГОГОЛЕВОЙ. И хотя Индонезия от Артема далеко, а народные традиции, на первый взгляд, очень разные, - все же в их взаимном переплетении находится общее – летняя яркость красок, мудрый опыт поколений, зашифрованный в затейливых узорах и радость каждого дня жизни…